В соответствии с п. 2 пп. 2.1 ст. 12 Закона от 02.09.1992 № 2300-1 «О защитеправ потребителей» (далее ‒ Закон) владелец маркетплейса несетответственность за убытки, причиненные потребителю, если предоставил емунедостоверную илинеполную информацию отоваре.
Владелец агрегатора посредством размещения на своем сайте вИнтернет обязан довести до сведения потребителей информацию о себе ипродавце (исполнителе) п. 1 ст. 9 Закона:
- фирменное наименование;
- место нахождения(адрес);
- режим работы;
- государственный регистрационный номер записи осоздании юридического лица;
- ФИО, ОГРН записи о регистрациифизического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- информацию об имеющихся изменениях в представленной ранееинформации.
Потребитель должен иметь всю необходимую информацию длябезопасного заключения сделки онлайн. Доступность сведений о продавце(исполнителе) способствует установлению доверительных отношений, даетуверенность потребителю в качестве товара (услуги) и возможности гарантийзащищенной сделки. Потребителю представляется возможностьознакомиться с договором купли-продажи товара, с порядком безналичногорасчета.
В соответствии с п.2 ст. 26.1. Закона покупателю должны предоставить насайте следующую информацию:об основных потребительских свойствах товара;об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара,о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца(изготовителя);о цене и об условиях приобретения товара;о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке;о порядке оплаты товара;о сроке, в течение которого действует предложение о заключениидоговора.
В соответствии с п.4 ст. 26.1 Закона потребитель имеет право отказаться от товара влюбое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней, а вслучае если информация о порядке и сроках возврата товара не былапредоставлена в письменной форме в момент доставки товара, – в течение 3-х месяцев с момента его передачи.
При обнаружении недостатка в товаре после его получениярекомендуется ознакомиться с условиями возврата товара, прописанными насайтах маркетплейсов. Например, на некоторых площадках необходимозаполнить заявку в «личном кабинете», приложив при этом фото и видеотовара с дефектом, а также заявить одно из требований (п. 1 ст. 18 Закона):
‒ потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или)артикула);
‒ потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула)с соответствующим перерасчетом покупной цены;
‒ потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
‒ потребовать незамедлительного безвозмездного устранениянедостатков товара или возмещения расходов на их исправлениепотребителем или третьим лицом;
‒ отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребоватьвозврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за егосчет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Требование о возврате денег рассматривается в течение 10-ти дней.
Передайте товар для проверки качества, если этого требует продавец. Срокиустранения недостатков должны быть минимальные, они согласовываютсясторонами и не могут быть более 45 дней. Замена товара должна произойтиза 7 дней (а если нужна проверка качества, то Закон позволяет это делать втечение 20 дней).
Если продавец не может оперативно принять товар (через пункт выдачизаказов), то отказывая потребителю, он будет нести ответственность занарушение прав потребителей.
Составляется претензия в двух экземплярах, один из которых, после подписания остается у Вас. Претензию можно направить почтовым отправлением, с уведомлением, описью вложения, а так же на электронный адрес продавца.
Если Ваши требования не удовлетворены в досудебном порядке, обратитесь в суд. В этом случае Вы вправе предъявить требования о компенсации морального вреда, неустойку, штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.
Юрисконсульт ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области в Тюкалинском районе» - Н.М. Пенч 8-38176-2-63-22, 8-950-791-55-25